Tales from Tate
О проекте Темы Instagram

Роберт Смитсон и энтропия

Смитсон восхищался разрушительными силами времени – он видел особую эстетику в эрозии и энтропии. Сегодня посмотрим на его масштабные инсталляции. Все из них были эфемерными – как им сама природа.

▫️ Spiral Jetty, 1970

Поистине самая известная работа в жанре Land Art. Смитсон создал огромную спираль из 6,000 тонн базальта, у берегов Great Salt Lake штата Юта. Форма насыпи была вдохновлена то ли галактикой, то ли молекулярной структурой соляных кристаллов озера, а движение спирали против часовой стрелки должно было символизировать путешествие в геологическую древность.

Инсталляция менялась в гармонии с циклами природы: с 1972 она была полностью погружена в воду, и только в 2002 стала вновь доступна публике.

▫️ Partially Buried Woodshed, 1970

В описании этой работы обычно указывают следующие материалы: один сарай и… 20 грузовиков, нагруженных землей.

Смитсон нашел старый сарай на территории Кентского университета в Огайо, и решил на его примере проиллюстрировать процессы энтропии: он арендовал экскаватор и частично закопал строение под землю. В таком состоянии оно и осталось. Действительно, что происходит с покинутыми жилищами, если не энтропия? Как и их владельцы… многие строения уходят под землю.

▫️ Asphalt Rundown, 1969

В рамках этой работы Смитсон пригнал целый грузовик, чтобы вылить из него горячий асфальт на склон каменоломни. Смитсон хотел, чтобы его работа стала частью пейзажа – и подвергалась эрозии вместе с ним. Так и произошло – асфальт быстро застыл и стал неотличим от самой почвы.

А в другой работе, Glue Pour (1969), Смитсон опрокинул бочку клея на склоне холма в Ванкувере. Как и в предыдущем случае – работа исчезла так же быстро, как и появилась.

▫️ Island of Broken Glass (нереализован)

Смитсон вдохновился идеей «Острова Ноль» (Null Island) – вымышленного острова, который использовался картографами как точка отсчета географических координат. Художник планировал создать рукотворный остров у берегов Ванкувера – из 100 тонн разбитого стекла.

Увы, эту работу так и не удалось воплотить – Смитсон сам разбился во время крушения самолета над Техасом, осматривая одну из своих инсталляций. Ему было всего 35 лет.

29/05/2021  —  Темы: Ленд-арт, Роберт Смитсон

« На главную

_