Tales from Tate
О проекте Темы Instagram

Роберт Смитсон — зеркала и минералы

Роберт Смитсон творил в жанре Land Art – и его любимыми материалами была почва и камни. Про массивную инсталляцию Spiral Jetty (каменная спираль в соляном озере!) я уже рассказывала в сториз. А сегодня посмотрим на его скульптуры меньших масштабов – так называемые Non-Sites.

Смитсон путешествовал по Америке и охотился за минералами и горными породами – он извлекал их из оригинального ландшафта (Site) и помещал в стерильное пространство галереи (отсюда и название – Non-Sites). И вот для чего:

▫️ Древность и безвременье

Смитсон с детства обожал шахты, карьеры и каменоломни. Художник вырос в Нью-Джерси и с самого детства изучал геологию региона (а его отец даже построил для сына мини геологический музей!). Базальтовые залежи Нью-Джерси сформировались в Триасовый период – 250 миллионов лет назад, когда материки еще не раскололись, а в морях плавали ихтиозавры!

Трудно осознать размах геологического времени, и только минералы нам о нем напоминают – именно к ним Смитсон и обращался. А для контраста… добавлял зеркала.

Скульптуры Смитсона повествуют о времени: камни воплощают собой геологическое время, зеркала – отсутствие времени. Камни и почва символизируют субстанцию. А зеркала – ее отсутствие. При этом, зеркала поддерживаются камнями – как, например, в Rocks and Mirror Square II (1971), то есть время и пространство все-таки играют в работах основополагающую роль.

▫️ Реконструкция ландшафтов

Смитсон пытался воссоздать оригинальные ландшафты, и перенести их из сферы природы в пространство галереи. Но как перенести пейзаж из одного места в другое? По идее Смитсона – через отражение в зеркале! Например, если посмотреть в зеркала Rocks and Mirror Square II под определенным углом, то кажется, будто камни простираются до горизонта – прямо как в горах.

Другая инсталляция Смитсона – Essen Soil and Mirrors (1969) состоит из 12 зеркал и почвы, привезённой из Эссена в Германии. И если часть работы будет вдруг утеряна, кураторам придется ехать в Германию за дополнительной почвой! Кстати, именно поэтому работы Смитсона так трудно перевозить из галереи в галерею – камни и почва действительно… не самые послушные материалы!

16/05/2021  —  Темы: Ленд-арт, Роберт Смитсон

« На главную

_